26.06.2013

Профилактика ОРВИ и простуд

Карманный справочник родителей от доктора Комаровского 

 Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) — самые распространенные и наиболее часто встречающиеся человеческие болезни.

Главные особенности:

— это болезни ОСТРЫЕ, т. е. развивающиеся быстро, в течение нескольких часов или дней;

— это болезни РЕСПИРАТОРНЫЕ, т.е. поражающие респираторные (дыхательные) пути;

— это болезни ИНФЕКЦИОННЫЕ, а непосредственным возбудителем заболевания являются многочисленные ВИРУСЫ. Самым известным респираторным вирусом является вирус гриппа.

Респираторные вирусы (т.е. вирусы, размножающиеся в клетках дыхательных путей) вызывают болезни со сходными симптомами, главными из которых являются повышение температуры тела, кашель и насморк.

 

ОРВИ и простуда многими воспринимаются в качестве синонимов, но это совсем не так.

Простуда — болезнь, связанная с переохлаждением. Наиболее частым следствием переохлаждения является обострение хронических инфекций дыхательных путей (тонзиллита, синусита и т.п.).

Простуда — это не болезнь, а причина болезней.

Неудивительно, что профилактика ОРВИ и профилактика простуд ­— это принципиально разные вещи.

ОРЗ — острое респираторное заболевание — специальный термин, объединяющий все острые болезни, сопровождающиеся воспалительным процессом в дыхательных путях. Таким образом, ОРЗ — это и простуды, и ОРВИ, и инфекции, вызванные не вирусами, а бактериями.

Профилактика — это комплекс вполне конкретных мероприятий, направленных на предотвращение болезней.

Таким образом, наша задача — внятно сформулировать ответ на, казалось бы, элементарный вопрос: что мы можем сделать и какие мероприятия должны осуществить для предотвращения ОРЗ?

Самые частые варианты ОРЗ — ОРВИ и простуда — принципиально отличаются друг от друга. Отличаются прежде всего ответом на вопрос «кто виноват?», а «виноватыми» могут быть как вирусы, так и переохлаждение.

Очевидное положение: нет причинного фактора, нет и ОРЗ!

Грипп не возникнет без вируса гриппа и нельзя простудиться без переохлаждения. Все эти рассуждения могут показаться элементарными и банальными, но, тем не менее, именно утверждение «нет причинного фактора, нет и болезни» — является, по сути, первейшим, важнейшим и главнейшим принципом профилактики ОРЗ.

В то же время, встреча с причинным фактором вовсе не является единственным и достаточным условием для того, чтобы болезнь возникла. В большинстве случаев она (болезнь) как раз и не возникает, поскольку человеческий организм имеет множество очень эффективных физиологических способов реагирования как на холод, так и на борьбу с вирусами.

Вышеупомянутая эффективность реагирования определяется четырьмя основными параметрами:

  • состоянием систем общего и местного иммунитета;
  • общим состоянием здоровья — наличием врожденных или приобретенных болезней;
  • социальными факторами — бытовыми условиями, экологической обстановкой, характером питания;
  • особенностями сосудистой и нервной регуляции, которые обусловлены спецификой воспитания и образа жизни.

Некоторые из перечисленных параметров в той или иной степени подвластны внешним воздействиям. Т. е. эффективность системы реагирования можно повышать, корригируя, например, образ жизни, или используя фармакологические средства, или формируя специфический иммунитет посредством вакцинации. Как следствие — устойчивость к факторам, вызывающим ОРЗ, повысится, вероятность заболевания уменьшится, а если болезнь все-таки возникнет, так есть реальные шансы на то, что ее тяжесть будет менее выражена.

Повышение устойчивости организма к причинным факторам ОРЗ — второй важнейший принцип профилактики.

 Профилактика ОРВИ — тема актуальнейшая и очень всех волнующая. В подавляющем большинстве случаев, когда в быту или в средствах массовой информации произносится словосочетание «профилактика ОРЗ», речь идет именно о профилактике ОРВИ.

Главные принципы профилактики остаются неизменными. В соответствии с этими принципами, осуществляя профилактику ОРВИ, мы имеем возможность действовать в двух направлениях:

  1. Избегать встречи с вирусами (профилактика инфицирования).
  2. Повышать устойчивость организма к вирусам.

Рассмотрим эти направления подробнее.

Источник ОРВИ — люди. Чем меньше людей, тем меньше ОРВИ. Самый надежный способ не болеть — жить на хуторе в лесу, не вступая в контакт с цивилизацией. Это устраивает не всех. Поэтому ОРВИ болеют все.

Высоковероятный источник ОРВИ — больные люди. Сознательные или вынужденные контакты с больными ОРВИ многократно повышают вероятность инфицирования и заболевания.

Вывод очевидный: жизнь в обществе — это постоянный и реальный риск ОРВИ. Избежать ОРВИ нельзя, но можно уменьшить вероятность заболевания.

Таким образом, профилактика инфицирования — это некая модель поведения, и в основе этой модели — не только специальные медицинские знания, но и самые обыкновенные логика и здравый смысл.

Ходить в школу — риск ОРВИ.

Ходить в школу, заниматься танцами и петь в хоре — заметно больший риск ОРВИ.

В разгар зимы сходить в цирк — реальный риск ОРВИ.

Новогодняя елка с Дедом Морозом и раздачей подарков, очередь к кассе в супермаркете, переполненный автобус — все это встречи с людьми. Каждая встреча — риск ОРВИ.

Все описанное вовсе не означает, что нельзя заниматься танцами, ходить в цирк и ездить на автобусе. Просто надо четко понимать: чем активнее образ жизни вашего дитя, чем больше встреч и контактов — тем выше вероятность болезни.

Подвергать ребенка риску или нет — в индивидуальном порядке решает конкретная семья. Алгоритм решения — оценка плюсов и минусов. Если расплата за путешествие в цирк — это покашливание, трехдневные сопли и солевые капли в нос — так цена вполне приемлема. Но если в нагрузку к подарку от Деда Мороза ребенок получает высокую температуру, бронхит, кучу лекарств и двухнедельное негуляние — так дорогой подарок получается…

Родители лучше кого бы то ни было знают способности своего ребенка. Если болезни редкие и легкие, так ограничений нет в принципе. Но после двух бронхитов и одной пневмонии осенью вполне можно обойтись без цирка зимой.

В то же время есть вполне определенные варианты действий, когда риск можно уменьшить или даже полностью предотвратить.

До детского сада одна остановка на автобусе. Может быть, стоит встать на пятнадцать минут раньше и эту остановку пройти пешком? Вопрос риторический, а плюсы очевидны — избежим встречи с попутчиками в автобусе, сэкономим деньги за проезд, да еще и подышим свежим воздухом!

Мама, папа и Миша вышли вечером прогуляться. Цель прогулки — пополнение продуктовых запасов в ближайшем супермаркете. Ни от папы, ни от Миши в самом супермаркете никакого толку нет. И они вполне могут побегать-поиграть, пока мама будет делать покупки. Польза тройная: никто не стоит у мамы над душой, никто рядом с Мишей не кашляет и не шмыгает носом, плюс ребенок имеет возможность побегать дополнительные полчаса, нагулять себе аппетит и улучшить ночной сон.

Дети болеют ОРВИ чаще, чем взрослые. Найти вирус, контактируя с детьми, намного легче, чем общаясь со взрослыми. Риск заразиться ОРВИ в кукольном театре или на детском дне рождения выше, чем в обычном театре или на бабушкином юбилее.

Чем больше детей — тем больше риск. В детском саду № 1 у Настеньки будет 10 одногруппников, а в детском саду № 2 — 20. Понятно, где риск меньше. И неудивительно, что первый вариант в два раза дороже второго.

Читателям важно уяснить, что, приводя эти примеры, автор вовсе не навязывает вашей семье модель поведения. Просто очень часто мы над всем этим не задумываемся и не понимаем, что степенью риска вполне можно управлять.

Поэтому все, о чем мы сейчас говорим, — это не предписание, не инструкция, не настоятельное требование. Это всего-навсего информация к размышлению.

Отдельный пункт, о котором стоит поразмышлять, — контакты с больными. Еще раз повторим: люди — риск, больные люди — особый риск. Только особая нужда должна заставить вас в разгар эпидемии гриппа отправиться в поликлинику. И здоровому Васе совсем не обязательно проведывать заболевшую гриппом бабушку.

Вы приводите Настеньку в детский сад. А там из десяти одногруппников пятеро — с насморком. Это вовсе не означает, что завтра у Настеньки обязательно будет насморк. И не означает, что в такой детский сад ребенка не надо водить. Но степень риска вы сможете оценить наверняка. А оценив, поймете, что, во-первых, вероятность заболеть приближается к 100%, а во-вторых, этот детский сад явно не стоит заплаченных за него денег.

Но другого, лучшего детского сада — нет!

А заболевшая гриппом бабушка живет не в отдельной квартире, а в соседней проходной комнате!

И не пойти в поликлинику не получается, поскольку вы просто не получите очень нужную справку!

А с людьми не общаться не получается никак!

Иначе как на автобусе до Мишиной школы не доберешься. И папа погулять с Мишей не может, он на работе занят, поэтому мама с Мишей вместе идут в магазин за покупками. Да и вообще: нельзя ведь дома сидеть безвылазно — дедушка в цирк билеты купил, завтра у одноклассницы Марины день рождения — гулять будем всем классом!

В общем, мы постепенно приходим к выводу: ограничение контактов с людьми (детьми) вообще и с больными людьми (детьми) в частности — это замечательный, очень эффективный, но с трудом реализуемый метод профилактики ОРВИ.

Итак, хотим мы того или не хотим, но контактировать со множеством людей приходится постоянно.

Что же делать?

Воспользоваться еще одним вариантом профилактики — воздействовать на пути передачи респираторных вирусов, на непосредственный механизм заражения.

В отношении каждого способа распространения ОРВИ можно назвать вполне конкретные профилактические мероприятия. Поэтому давайте рассмотрим их поподробнее.

Предварительно заметим, что все способы профилактики инфицирования можно анализировать в двух направлениях:

  1. Действия больных, дабы не заражать здоровых.
  2. Действия здоровых, дабы не заражаться от больных (действительно больных, возможно, больных, здоровых носителей вирусов).

Есть, пожалуй, еще и третье направление — действия государства (начальства), чтоб больные не заражали здоровых — проведение карантинных мероприятий: закрытие школ, запрет на массовые собрания и т. п. Реализация данного пути не подвластна читателям этой книги, поэтому говорить здесь, собственно, не о чем — все и понятно, и очевидно.

Воздушно-капельный путь инфицирования

Применительно к детям «действия больного» — это, как правило, действия родителей больного.

Больной ОРВИ должен болеть дома!

Это очевидное правило, которое постоянно нарушается. Нарушается всегда и везде — и взрослыми, и детьми во всех странах мира. Сопливые дети идут в детский сад (не с кем остаться дома) и в школу (сегодня контрольная по математике). Чихающая мама идет на работу. Она не может не пойти, потому что работает начальником и у нее сегодня прием посетителей. Кашляющий папа едет в командировку… Даже наш участковый педиатр Анна Николаевна бегает по домам с заложенным носом. А что делать, если больше бегать некому?

Что еще должен больной? Прикрывать рот и нос платком при кашле, чихании и сморкании, стараться не кричать, не брызгать слюной, не обниматься и не целоваться — все эти рекомендации, казалось бы, настолько общеизвестны, доступны и очевидны, что не нуждаются в подробных обоснованиях. Другой вопрос в том, что заставить людей в массовом порядке делать должное — практически не реально. Все, что мы можем, — с детства втолковывать нашим детям ответы на очевидные вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. И пусть в список хорошего-плохого входят не только глобальные «не убий», «не укради», «не лги», «возлюби…», но и частные, примитивно-практические «посиди дома», «не забудь платок», «прикрой рот», «не кричи», «дыши в сторону», «надень маску»…

Кстати, про «надень маску». Марлевые, ватно-марлевые, а также современные одноразовые маски из нетканых материалов — один из самых распространенных способов профилактики ОРВИ. В сезон ОРВИ в больницах вводится т. н. «масочный режим»: медицинский персонал ходит в масках, без масок посетителей не пропускают, вывешиваются графики — когда маски надо менять.

Тот факт, что вирусы невозможно увидеть с помощью оптического микроскопа (для этого нужен электронный микроскоп), дает представление об их чрезвычайно малых размерах. Понятно, что никакой, даже самой плотной, маской остановить вирус невозможно. Тогда вопрос: для чего же маски нужны? Дело в том, что вирусы в огромном количестве находятся в слизи и мокроте. Именно капли слизи и мокроты, на несколько метров разлетающиеся вокруг больного при разговоре, кашле, чихании и сморкании, являются главным источником инфицирования, во-первых, находящихся рядом людей и, во-вторых — бытовых предметов.

Таким образом, главная задача маски — задержать эти капли и хоть в какой-то степени ограничить попадание вируса в окружающую среду. Очевидно, что маска ничего не может изменить принципиально, больной продолжает дышать, а самого обыкновенного дыхания вполне достаточно для того, чтобы воздух, содержащий вирусы и выдыхаемый одним человеком, становился вдыхаемым воздухом для другого человека.

Кроме того, маска очень быстро пропитывается мокротой и фактически становится резервуаром вирусов. Поэтому маски рекомендуют интенсивно проглаживать утюгом и менять не реже, чем через 4 часа.

Еще раз подчеркнем, что с учетом размеров вирусов и размера «дырок» в марлевой маске, никакая маска не может предотвратить попадание вируса, находящегося в воздухе, в дыхательные пути здорового человека. Т. е. маски не нужны здоровым! Их надевают больные, и они (маски) всего лишь малоэффективное средство защиты именно здоровых.

Вероятность заболеть при контакте с вирусом во многом связана с двумя важнейшими параметрами:

  1. Концентрация вируса в воздухе.
  2. Активность вирусов.

Оба этих параметра самым принципиальным образом связаны с характеристиками воздуха, которым мы дышим.

Концентрация и активность вирусов определяют ГЛАВНЫЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПРОФИЛАКТИКИ ОРВИ: вирусные частицы часами и сутками сохраняют свою активность в пыльном, сухом, теплом и неподвижном воздухе и практически мгновенно погибают в воздухе чистом, прохладном, влажном и движущемся.

Основной, прикладной, практический вывод из этого положения состоит в том, что вероятность инфицирования теснейшим образом связана с интенсивностью воздухообмена в помещении. Чем интенсивнее воздухообмен, тем меньше концентрация вирусов в воздухе, тем меньше вероятность инфицирования.

Именно с этим во многом связан тот факт, что сезон ОРВИ заканчивается тогда, когда во всех домах открываются окна и форточки.

Высокую концентрацию вируса в воздухе можно создать исключительно в помещениях. На свежем воздухе это практически нереально, поэтому заразиться во время прогулки можно лишь целуясь-обнимаясь с больным.

Почему в плохую погоду больше детей заболевают ОРВИ? Совсем не потому, что ветер, дождь и холодно! Просто в плохую погоду дети меньше гуляют и больше общаются с себе подобными именно в помещениях!

Рекомендации по практической реализации главного эпидемиологического принципа профилактики ОРВИ.

  • Частое и регулярное проветривание помещений как способ профилактики — эффективнее всех масок и всех лекарств вместе взятых.
  • Проветривать желательно тогда, когда все здоровы, и обязательно — когда хоть кто-нибудь в доме болен.
  • Чем больше детей в помещении — тем чаще и интенсивнее его надо проветривать.
  • Элементарные и очевидные действия в детских учреждениях: вышли на прогулку — проветриваем помещения детского сада, прозвенел школьный звонок — все быстренько вышли в коридор и проветрили помещение класса.

Еще один способ уменьшения концентрации вируса в жилых помещениях — это обработка воздуха посредством воздействия на него, к примеру, губительными для вирусов ультрафиолетовыми лучами (кварцевание и т. п.).

К сожалению, эффективность этих процедур невысока. Можно убить вирус в воздухе, но источником и резервуаром инфекции остается больной человек. Стоит ему зайти в помещение — и через совсем непродолжительное время воздух вновь наполняется вирусами.

Контактный путь инфицирования

В осевших на бытовых предметах и высохших каплях слизи вирусные частицы могут сохранять свою активность несколько дней. Кроме этого вирусы в огромном количестве находятся на руках заболевшего, поэтому рукопожатия, бумажные деньги, дверные ручки, краники в ванной комнате и т. п. — замечательные способы контактного распространения инфекций.

Десять рукопожатий — и на ваших руках гарантированно есть вирус. Осталось только почесать нос.

Детский сад. Десять детей, один из которых с насморком, дружно ползают по одному ковру. По очереди кормят одного и того же плюшевого мишку. Надо ли говорить о том, что вышеупомянутые мишка и ковер — накопители вирусов и реальный источник контактного инфицирования.

Поскольку механизмы контактного распространения вирусов вполне очевидны, очевидны и способы профилактики:

  • частая влажная уборка помещений: все, что можно помыть и влажной тряпочкой протереть, — регулярно мыть и тереть;
  • регулярное протирание с использованием дезинфицирующих растворов предметов общего контактного использования — вышеупомянутых дверных ручек и т. п.;
  • МЫТЬЕ РУК — частое и тщательное;
  • регулярная обработка рук влажными гигиеническими и дезинфицирующими салфетками;
  • в детских учреждениях всячески стремиться к тому, чтобы предметы совместного детского использования (например, игрушки) могли быть подвергнуты влажной гигиенической обработке.

Водный путь инфицирования

Характерен для совсем немногих вирусов, самый типичный — аденовирус. Конкретные мама и папа не имеют возможности влиять на то, как обрабатывается вода в бассейне. Т. е. профилактика инфицирования водным путем — это действия работников аквапарка и контроль санитарно-эпидемиологических служб. Все, что могут рядовые любители общественного купания, — знать о том, что массовые водные процедуры — дополнительный фактор риска. Это вовсе нельзя расценивать в качестве призыва не посещать бассейны. Но если в вашем городе вспышка аденовирусной инфекции, так «найти» ее, плавая, намного легче, чем катаясь на коньках.

Кишечный путь инфицирования

Т. н. «энтеровирусы» — весьма распространенные возбудители ОРВИ с фекально-оральным способом передачи. Классическая «болезнь грязных рук» со стандартными и очевидными способами профилактики — мытье рук, отдельная посуда, порядок в туалетах.

 T   T   T

 Концентрацию вируса можно уменьшить не только во вдыхаемом воздухе, но и непосредственно в дыхательных путях. С учетом этого, один из самых безопасных, эффективных и недорогих способов профилактики ОРВИ — регулярное капанье (пшиканье) в нос солевых растворов.

 

Солевые растворы, предназначенные для очистки и увлажнения носа

Аква Марис, капли, спрей

Аквалор, спрей

Алергол морская вода доктор Тайсс, спрей

Долфин, комплекс для промывания полости носа

Маример, капли, спрей

Но-соль, капли, спрей

Ризосин, спрей

Салин, спрей

Физиомер, спрей

Флуимарин, спрей

Хумер, спрей

 

Самым простым и доступным вариантом солевого раствора является физиологический раствор, или 0,9% водный раствор натрия хлорида. Его официальное медицинское название — раствор натрия хлорида изотонический. Под этим именем он, собственно, и продается в аптеках во флаконах и ампулах, поскольку часто применяется для внутривенного введения и как растворитель других лекарств.

Натрия хлорид — это всем известное вещество, которое в достаточном количестве присутствует в каждом доме под названием «поваренная соль». Поскольку вводимый в носовые ходы раствор натрия хлорида вовсе не должен быть стерильным, покупать готовый раствор в ампулах или флаконах совсем не обязательно — его вполне можно приготовить в домашних условиях, ведь «сложные» составляющие ингредиенты (соль и вода) уж точно не дефицит и не дорого. Тем не менее, это не дорого и в аптеках. Иметь стерильный флакон изотонического раствора в домашней аптечке — однозначно не помешает. Флакон при этом не надо открывать, можно при необходимости проткнуть тонкой иголочкой резиновую крышку, набрать раствор в шприц емкостью 10—20 мл, после чего иглу из флакона извлечь.

Потребность в физиологическом растворе может возникнуть неожиданно, ваши представления о том, за что следует платить деньги, могут вступать в противоречие с необходимостью приобретения соленой воды. Это и будут предпосылки для того, чтобы заняться приготовлением физраствора в домашних условиях.

0,9% раствор натрия хлорида — это0,9 гсоли, растворенных в 100 мл воды.

Соответственно на1 литрводы —9 гсоли.

Одна чайная ложка соли может содержать от 6 до10 г.

Солевые растворы уменьшают концентрацию вируса в носовых ходах. Совершенно аналогично регулярные полоскания горла (чем угодно, здесь важен сам факт полоскания) уменьшают концентрацию вируса в носоглотке. И все это однозначно имеет смысл тогда, когда угроза инфицирования реальна, когда избежать контакта с больным не удается.

Итак, мы знаем основные пути профилактики инфицирования. Самое печальное состоит в том, что на огромное число факторов, способствующих распространению ОРВИ, ни мама, ни папа повлиять не могут.

Очереди перед кабинетами врачей в детских поликлиниках, посещение детских учреждений заведомо больными детьми, культурно-массовые мероприятия в разгар эпидемии гриппа, забитый общественный транспорт, очереди в магазинах, незаменимость и особая «сознательность» работников, когда кашляющая учительница продолжает вести уроки, а кассирша в супермаркете общается с сотнями людей, прикрывая маской заложенный нос…

Таким образом, все, что мы уже написали о профилактике инфицирования, логично приводит нас к вполне определенному выводу: мы, разумеется, можем изо всех сил постараться и понизить вероятность встречи с вирусом, мы можем уменьшить концентрацию вируса в помещении и в дыхательных путях. Тем не менее, встреча эта обязательно состоится. И вирус в дыхательные пути попадет. И не простой вирус, а вполне реальный возбудитель болезни.

Что будет? На этом этапе, т. е. на этапе, когда нехороший вирус попал в дыхательные пути в опасной концентрации, дальнейшее развитие событий уже определяется состоянием иммунитета, способностью организма ребенка выстоять и не заболеть.

 T   T   T

Повышение устойчивости организма к вирусам возможно посредством действий в следующих направлениях:

  1. Поддержание работоспособности и активизация системы местного иммунитета.
  2. Создание специфического иммунитета (вакцинация).
  3. Применение иммунотропных средств.

Рассмотрим все эти пункты подробнее.

Поддержание работоспособности и активизация системы местного иммунитета.

Этот путь профилактики ОРВИ — самый, пожалуй, важный и самый эффективный. В его основе — обеспечение нормального функционирования слизистых оболочек дыхательных путей, контроль физических характеристик (плотность, вязкость, текучесть и др.) слизи. Жидкая слизь (слюна, сопли, мокрота) — главное оружие местного иммунитета. Пересохло во рту или в носу — местный иммунитет «отключился»: значит, созданы все условия для того, чтобы заболеть.

От чего зависит состояние слизистых оболочек и самой слизи у здорового ребенка?

Во-первых, от параметров воздуха, которым он дышит, во-вторых, от «системы» одевания и режима питья — пропотел, вовремя не выпил — вот и пересохло во рту; в-третьих, от режима питания — трудно «работать» местному иммунитету, если во рту постоянно какая-нибудь еда, в-четвертых, от попадания в дыхательные пути всяких пылевых и химических вредностей, увеличивающих нагрузку на местный иммунитет.

Из всего вышеизложенного логично вытекают конкретные практические рекомендации:

  • поддерживать оптимальные параметры температуры (18—22 °С) и относительной влажности воздуха (50—70%) в жилых помещениях. И не только там, где живете вы! Поинтересуйтесь в детском саду, в школе — знает ли администрация, какой должна быть влажность воздуха, есть ли в этом саду хоть один гигрометр, хоть один увлажнитель, каков режим проветривания помещений, как часто и чем моют полы. Постарайтесь прийти к консенсусу. Ведь ваши кровно заработанные денежки намного продуктивнее вложить в увлажнитель, нежели в аптеку. И может быть, стоит поощрить уборщицу тетю Пашу, чтоб она помыла полы не 1 раз с хлоркой (в спальне детского сада!!!), а 3 раза, но обыкновенной водой;
  • прогулки на свежем воздухе. Часто, в любое время года. Правильное одевание, по возможности ограничивающее потливость. Если после беганья пересыхает во рту и ребенок просит пить — обязательно брать с собой на прогулку напитки. Следить за тем, чтоб ребенок достаточно много пил во время занятий спортом;
  • ограничение на кормление в промежутках между кормлениями: помните о том, что слюна обладает выраженной противовирусной активностью. Постоянная еда — снижение активности слюны. Понятно, что когда во рту еда, так слюна «занимается» не вирусами, а едой;
  • чистота в помещениях, удаление пыли, сдержанность в применении бытовой химии;
  • постоянно следите за тем, что ребенок тянет в рот! Нет ничего удивительного в том, что после того, как дитя погрызет фломастер из токсичной пластмассы, у него (у дитя, разумеется) понизится местный иммунитет;
  • контролируйте процесс чистки зубов: если после процедуры ребенок отмечает сухость во рту — меняйте зубную пасту. Не используйте лечебные пасты без прямого указания врача-стоматолога;
  • в ситуациях, когда увлажнить воздух в жилых помещениях не удается, используйте для увлажнения слизистых оболочек солевые растворы.

Все перечисленное — общеизвестные параметры образа жизни. И все это прямая иллюстрация того факта, что эффективная профилактика ОРВИ, основанная на поддержании работоспособности местного иммунитета, — это не разовая акция, это прямое выполнение взрослыми людьми своего долга — родительского, воспитательского, педагогического. Долга, состоящего не только в том, чтобы родить, воспитать и научить, а еще и в том, чтобы создать нашим детям нормальные условия существования…

Итак, нормальные условия мы, насколько могли, обеспечили. Но не каждому удается жить в загородном доме, а договориться с заведующей детским садом — это, по большей части, несбыточная мечта. И вовсе не потому, что эта заведующая такая непонятливая. Просто кроме вас ей еще надо договориться с санстанцией, которая требует мытья полов с дезинфицирующими растворами, следит за температурой воздуха в помещении, но совершенно не интересуется влажностью воздуха и тем, сколько времени длится прогулка. Это всего лишь примеры, иллюстрирующие тот факт, что даже зная, — что для местного иммунитета хорошо, а что плохо, мы не всегда имеем возможность поступать правильно.

Поэтому постоянно предпринимаются попытки улучшить, активизировать местный иммунитет с помощью определенных лекарств. И такие лекарства —стимуляторы местного иммунитета — существуют.

Современные стимуляторы местного иммунитета представляют собой фрагменты бактериальных клеток, которые после проглатывания или нанесения на слизистые оболочки значительно увеличивают концентрацию защитных веществ (иммуноглобулинов, лизоцима и т. д.) в слизи и мокроте. В то же время никогда нельзя забывать о том, что концентрация защитных веществ в слизи и мокроте имеет значение лишь тогда, когда эта слизь и эта мокрота жидкиеНикакие, даже самые дорогие и самые лучшие, стимуляторы местного иммунитета не смогут проявить свои лечебные свойства, если предварительно не будут оптимизированы параметры воздуха, если не будут защищены от пересыхания слизистые оболочки.

Еще раз другими словами. Вы дали ребенку лекарство, и количество защитных иммуноглобулинов в слизи увеличилось в 100 раз. Если слизь высохнет, так количество не будет иметь никакого значения: в сухой слизи иммуноглобулины просто «не работают».

 

Создание специфического иммунитета посредством вакцинации

 Это, по большому счету, мечта: вот сделать бы прививку от ОРВИ и забыть! Но поскольку ОРВИ — это несколько сотен самых разнообразных вирусов, вакцинация невозможна. Нельзя защититься от всех, но можно создать вакцину от какого-то одного, конкретного вируса.

Типичным примером такой защиты является вакцинопрофилактика гриппа.

Читатели, знающие из курса средней школы об изменчивости вируса гриппа, могут скептически улыбнуться, поскольку создание эффективной вакцины представляется, на первый взгляд, маловероятным. И действительно: если вирус постоянно меняется, если одновременно могут циркулировать несколько вирусов, так о какой вакцине может идти речь?!

Таким образом, скептицизм и недоверие обосновываются двумя вполне конкретными проблемами:

  1. Вирус изменчив, поэтому, даже получив иммунитет в этом году, мы окажемся беззащитными в следующем, поскольку придет вирус с совсем другим составом.
  2. Кто знает, какой вирус придет в этом году? От какого вируса надо прививаться?

Тем не менее, по обеим проблемам есть определенный алгоритм вполне рационального решения.

Коль скоро вирус изменчив, так значит вакцинация должна быть ежегодной. Неприятно, затратно, неудобно, но альтернативы пока нет. Хотите не заболеть гриппом? Не «вообще никогда не заболеть», а «в этом году не заболеть»? Хотите? Стало быть, именно в этом году и надо сделать прививку.

Хорошо. Согласны. Но гнетут сомнения. Где гарантия того, что нас привьют именно от того вируса, что вызовет эпидемию зимой именно этого года? Ведь смотрите, что получается. Мы решили всей семьей привиться в ноябре, поскольку в январе ожидается эпидемия гриппа — так, по крайней мере, сказал умный дядя по телевизору.

Вакцина есть. Уже есть! Но ведь ее надо было приготовить, а это наверняка несколько месяцев. А потом доставить в аптеки. А потом продать. Т. е. получается, что вакцину делали, наверное, летом, а вирус ожидается в январе! Они что, колдуны-волшебники, чтоб знать в июле, какой вирус будет в январе!

И ведь действительно непонятно, как такие чудеса возможны. Тем не менее, возможны, но ни о каком волшебстве речь не идет. И это требует объяснений.

Еще в 1948 году ВОЗ создала особую программу, ориентированную на борьбу с гриппом. Программа эта на сегодняшний день объединяет четыре специализированных международных центра (в Атланте, Лондоне, Мельбурне и Токио) и более 120 вирусологических лабораторий, расположенных по всему миру. Лаборатории отслеживают циркуляцию вируса и постоянно обмениваются друг с другом информацией о том, какие штаммы вируса обнаруживаются в том или ином регионе, куда они движутся. Все получаемые результаты стекаются в международные центры. В феврале каждого года комитет экспертов ВОЗ оглашает прогноз относительно того, какие варианты вируса гриппа будут циркулировать в ближайший сезон. За последние 17 лет точность прогнозов составила 92%. В марте лаборатории ВОЗ осуществляют посев вирусов и рассылают материал производителям вакцин. С апреля по июль идет процесс производства — выращивание, смешивание, тестирование, испытания. В августе вакцину упаковывают, в сентябре она попадает в аптеки, в октябре-декабре проводится вакцинация.

Современные противогриппозные вакцины в подавляющем большинстве случаев прекрасно переносятся и обладают высокой профилактической эффективностью.

Теоретически, вакцинация от гриппа показана всем, кто имеет реальные шансы заболеть. А у любого жителя города, у любого ребенка, посещающего детский коллектив, шансов заболеть предостаточно. Опять-таки, принципиально важен тот момент, что если кто-то из членов семьи заболевает гриппом, так у всех остальных шансы уцелеть невелики.

С учетом описанного, вакцинация от гриппа — это не столько вопрос целесообразности, сколько вопрос материальных возможностей. Но если сравнить стоимость вакцины с расходами на двухнедельную болезнь, так вполне определенный вывод напрашивается автоматически.

Тем не менее, существуют категории людей, которым прививка от гриппа однозначно показана — показана любой ценой. Это люди (взрослые, дети — не принципиально), для которых грипп — болезнь не просто опасная, а смертельно опасная — речь идет о тех, кто уже имеет некое заболевание, которое может обостриться на фоне гриппа: хронические болезни дыхательной и сердечно-сосудистой системы, почечная недостаточность, сахарный диабет, иммунодефициты… Вакцинация очень (!) нужна всем, кто старше 65 лет, — вне зависимости от состояния здоровья.

Можно спорить по поводу того, стоит ли прививать малолетнее (маломесячное) дитя, которое не посещает детский коллектив, но однозначно стоит привить всех тех взрослых, кто может принести грипп в дом. Можно спорить, прививать или нет беременную женщину, но привиться накануне планируемой беременности или привить всех небеременных членов семьи — вполне разумно.

Несколько слов о том, какие бывают вакцины.

  1. Живые вакцины, содержащие живой ослабленный вирус гриппа.
  2. Инактивированные цельновирионные вакцины — в их составе инактивированные (погибшие) вирусы. Слово «цельновирионный» означает, что вирус присутствует целиком — его никак не расщепляют, не разделяют.
  3. Расщепленные (сплит) вакцины содержат частицы разрушенного вируса, его поверхностные и внутренние белки.
  4. Субъединичные вакцины содержат только поверхностные белки — гемагглютинин и нейраминидазу.

Каждая конкретная вакцина имеет свой список показаний и противопоказаний, свои факторы риска, свои побочные эффекты, свои способы введения и принципы дозирования, которые связаны не только с возрастом пациента, но и с тем, какая это вакцинация — первичная (т. е. ребенок прививается от гриппа первый раз в жизни) или повторная.

К счастью, выбор вакцин от гриппа настолько велик, что при наличии показаний, желания, возможностей и врача, который объяснит и посоветует, привить можно практически кого угодно.

Тем не менее, очень важно прививаться своевременно, точнее, заблаговременно — для выработки иммунитета, в зависимости от вида вакцины, потребуется от 7 до 20 дней.

В завершение разговора о специфическом иммунитете несколько слов о том, что иммунитет может быть не только активным (созданным вакцинацией), но и пассивным — т. е. формироваться в результате введения в организм уже готовых специфических антител. На практике это реализуется посредством применения иммуноглобулинов — препаратов, которые получаются из крови доноров. Типичный пример — противогриппозный иммуноглобулин, содержащий антитела к вирусу гриппа. Достоинства иммуноглобулинов — высокая эффективность, не только профилактическая, но и лечебная; недостатки — цена, необходимость инъекций, сложности производства, риск «кровяных» инфекций: все-таки основа лекарства — человеческая кровь.

 

Применение иммунотропных средств

 Теоретически все выглядит вполне конкретно. Отгуляли беззаботное лето. Приближается сезон ОРВИ. Мы знаем, что частота и вероятность болезней определяется состоянием системы иммунитета. Возникает более чем резонное желание проглотить некое лекарство, укрепляющее иммунитет. Мы даже согласны глотать это лекарство ежедневно, в течение всего опасного периода — была бы польза.

Поскольку стремление улучшить иммунитет — это стремление массовое, так нет ничего необычного в том, что спрос рождает предложение. Идя навстречу пожеланиям родителей, фармакологическая промышленность выпускает огромное количество препаратов, специально ориентированных на профилактическое применение, — препаратов, способных влиять на иммунитет: осуществлять его коррекцию, стимуляцию, нормализацию, улучшение и т. д. Неудивительно, что мы использовали обобщающее понятие «иммунотропные средства», подразумевая все лекарства, имеющие отношение к воздействию на иммунитет.

Существует множество классификаций иммунотропных препаратов, но даже специалисты-иммунологи еще не договорились окончательно — кого и как называть. Тем не менее, реклама лекарств пестрит умными названиями «иммуномодулятор», «иммуностимулятор», «иммунокорректор», но, еще раз подчеркнем: четкого научного разграничения и конкретного общепринятого разъяснения смысла всех этих слов до настоящего времени не существует.

Конкретному родителю, по большому счету, глубоко безразлично, к какой группе лекарство относится и как оно действует. Главное — чтоб был толк. Даем лекарство — ребенок не болеет. Не даем — болеет.

 T   T   T

Теперь вопрос к вам, дорогие мамы и папы. Очень важный вопрос!

Вы допускаете, что можно прийти в детский сад, где бегают 10 детей с насморком, играть с ними целый день и не заболеть, потому что вы дали дитю некую золотую таблетку?

Вы можете себе представить, как заболевший ОРВИ папа пришел домой с работы, целовался-обнимался с детьми, а они не заболели, потому что мама давала им волшебные капельки, повышающие иммунитет?

Автор очень надеется: здравомыслящие читатели не настолько наивны, чтоб верить в золотые таблетки и волшебные капли!

Ребенок не заболеет, если не встретится с вирусом.

Ребенок не заболеет, если имеет к данному вирусу специфический иммунитет, выработанный после перенесенной болезни или вследствие вакцинации.

Ребенок имеет шансы не заболеть, если у него полноценный местный иммунитет, эффективность которого определяется параметрами образа жизни.

Есть вирус, нет специфического иммунитета, нет нормального образа жизни — ребенок заболеет, даже если вы скормите ему сотню самых-пресамых иммунотропных препаратов.

Система иммунитета удивительно сложна, но удивительно целесообразна. Уже исследованы сотни (!) иммунных процессов и сотни самых разнообразных веществ, принимающих участие в иммунных реакциях. Механизмы множества процессов не ясны до сих пор. Предназначение множества иммунных факторов непонятно до сих пор.

Надо быть очень самонадеянным, чтобы считать себя вправе вмешиваться в иммунную систему тогда, когда без этого вмешательства можно обойтись.

Поскольку состояние иммунитета на 99% определяется образом жизни и только на очень условный 1% может быть связано с приемом лекарств, совершенно невозможно организовать научное исследование, посвященное профилактической эффективности какого бы то ни было препарата. Невозможно потому, что никак не получится создать одинаковые 99%, чтоб оценить влияние 1%.

Неудивительно, что лекарств с доказанной при ОРВИ профилактической эффективностью не существует. Но лекарств, которые рекомендуются для профилактики ОРВИ, — очень много. И эту разницу читатели, надеюсь, уловили.

Рекомендация — это не приказ и не требование. Это совет специалиста.

Одни специалисты — советуют. Другие — не советуют. И каждый приводит свои аргументы. Вы, мамы и папы, взрослые, здравомыслящие люди. Вы всегда можете сопоставить аргументы «за» и доводы «против». У вас есть врач, с которым все это имеет смысл обсудить. Но никто, кроме вас, не может и никто, кроме вас, не имеет права решать — надо ли ВАШЕМУ ребенку употреблять иммунотропные средства для профилактики ОРВИ.

 

 В этой небольшой главе мы попытаемся сформулировать алгоритм действий в очень стандартной ситуации, когда один из членов семьи заболел и надо что-то делать, дабы попытаться уберечь остальных.

Сразу же обратим внимание на слово «попытаться» — ведь действий, наверняка способных предотвратить заражение, не существует. В то же время уменьшить вероятность заболевания — вполне реально.

Еще один момент. Интенсивность суеты и вероятность болезни во многом связаны с источником заболевания, проще говоря, с определением, кто для кого опасен — дети для взрослых или взрослые для детей.

Сережа за зиму болел ОРВИ четырежды. А его папа и мама — только по одному разу. И нет в этом ничего удивительного — у взрослых есть специфический иммунитет ко многим вирусам (они ими уже переболели), у взрослых надежнее местный иммунитет, взрослые лучше могут себя контролировать (например, часто и сознательно мыть руки). Тем не менее, «детские вирусы», т. е. вирусы, которые ребенок принес в родной дом из детского сада или школы, эпизодически могут вызывать болезни у взрослых — кстати, доказано, что чем больше в семье детей, тем чаще взрослые болеют ОРВИ.

Обратная ситуация — когда с работы пришел больной папа — характеризуется тем, что дети имеют максимальные шансы заболеть, и чем дитя младше — тем эти шансы выше. Исключение — дети младше трех месяцев, у которых еще имеются антитела, доставшиеся от мамы. Но если заболела мама — так понятно, что ни у нее, ни у малыша антител нет.

Это, так сказать, маленькое предисловие. Теперь отвечаем на вопрос:

ЧТО ДЕЛАТЬ?

  • Больного по возможности изолировать. И неважно — это взрослый папа или пятилетний Максимка. Понятно, что оптимально — выделить пострадавшему отдельную комнату, но не у всех и не всегда есть такая возможность. Провести с пострадавшим разъяснительную работу: хочешь водички — не надо бежать на кухню, попроси, мы тебе принесем; хочешь почитать — скажи что, мы найдем и доставим; хочешь в туалет… Максимке вполне можно предложить горшок, с папой сложнее — его придется выпустить, но попросить: никаких промежуточных остановок, в туалет и назад.
  • В доме, опять-таки по возможности, поддерживать оптимальный режим влажности и температуры.
  • Не только комнату, в которой находится больной, но и все другие помещения регулярно и активно проветривать.
  • Проводить частую влажную уборку всех помещений.
  • Особое внимание обращать на предметы, которых касался больной (ручки на двери в туалет, краны в ванной комнате), — протирать их с использованием дезинфицирующих растворов.
  • По всему дому разбросать (всем раздать) влажные дезинфицирующие гигиенические салфетки. Салфетками пользоваться часто, в промежутках между использованием салфеток — мыть руки.
  • Выделить больному отдельную посуду.
  • Поставить рядом с больным отдельную емкость, куда выбрасывать использованные им носовые платки, маски и т. д. Предпочтение отдавать маскам-платочкам одноразовым.
  • За необоснованное хождение по дому и разбрасывание носовых платков — ругать и наказывать независимо от возраста.
  • Если у здорового есть выбор между почитать (посмотреть телевизор) или погулять — разумеется, погулять.
  • На больного взрослого, который вынужден общаться с детьми, надевать маску.
  • Здоровым регулярно (1—2 раза в час) капать (пшикать) в нос солевые растворы.

Теперь еще одна — более чем конкретная ситуация: кормящая грудью мама заболела ОРВИ. Как уберечь дитя?

ЧТО ДЕЛАТЬ?

  • По возможности использовать для ухода за ребенком других членов семьи, а маму лечить и «беречь» для кормления. Помните: если мама больна, то юридически папа вполне может рассчитывать на больничный лист по уходу за ребенком.
  • Ребенку максимально возможное время находиться (спать) на свежем воздухе (во дворе, на балконе).
  • Все описанное выше, касательно воздуха, мытья, уборки, посуды и т. д. — остается в силе.
  • Больной маме подходить к ребенку только в маске.
  • Время кормления по возможности ограничить.
  • До и после кормления закапать ребенку в нос капли на основе солевого (физиологического) раствора.

 

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель — опять шмыгает носом.

Условия почти идеальные — своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло — его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать! А что делать? Ответ кажется очевидным — закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?

Начнем с определения термина.

Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

Наши задачи:

Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения.

Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное, но гордое название «закаливающие процедуры», взрослые отдавали отчет своим действиям.

Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудные заболевания». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение — как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги или выпили холодного лимонада). С одной стороны, взаимосвязь «холод — болезнь» совершенно очевидна, с другой — совершенно непонятна.

Озираясь по сторонам, наблюдая за животными — собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз, — невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам Природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий — провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникает лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?

Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий — например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) — приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные — движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С, — становятся источником повышенной опасности.

Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой Природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами Природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Только не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.

Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.

Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо.

Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.

Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное — сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался.

 

T   T   T

 

Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем: были не правы. Готовы исправляться.

С чего начать?

Начать с того, что понять: на любого человека — неважно, взрослый это или ребенок, — постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая — факторы естественные (природные): знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая — факторы цивилизации: место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.

Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям вполне может быть устранено. Для этого надо совсем немного — принципиально изменить образ жизни, сделать егоестественным.

Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие — многократное повышение устойчивости организма, снижение как частоты, так и тяжести болезней.

Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении — школа, домашние задания, многочасовые бдения возле телевизора или компьютера, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии. Читатели, разумеется, вполне могут возразить: дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!

Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

  1. Двигательная активность. В школу пешком или на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья — шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?
  2. Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.
  3. Питание. Аппетит — как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть — значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос — посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии — мальчик заболел потому, что было сыро.

Школа — это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа — источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут-то было…

Почему математика четыре раза в неделю, а физкультура — два? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 — перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса! Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.

Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание»! А закаливание тут при чем?

Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.

Классическая ситуация: славная девочка Леночка — отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, три почетные грамоты, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она пять раз болела ОРВИ, а один раз все это кончилось бронхитом и уколами. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать, и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица — с какой температуры начать и как температуру снижать. Ежедневно перед сном Леночку обливали — начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 °С, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано: в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто — каких-то десять минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.

Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, — с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой — очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15—20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют.

Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории — практический способ закаливания: сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра — минуту, послезавтра — две минуты, в идеале — через три месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги — болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном две-три минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках или даже босиком.

Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения укладываются спать.

Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.

В подавляющем большинстве случаев «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей.

Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы — мол, мы сделали все, что могли.

Так что, не закаливать? Закаливать, но правильно, и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открывания форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.

Раз и навсегда определить некие правила, обязательные для исполнения: гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому выбирать количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки).Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день — влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух — не из окна, а в лесу, цветы — не в вазе, а в поле, воду — в реке, а не из водопровода.

Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.

Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем — печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «Все свободное время — гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать: «Прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду — без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания +15 °С.

Перечень причин, мешающих закаливанию, можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий — болезнь ребенка сама по себе требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу).

Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».

Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант — относительно пассивный — коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать, мы уже определили. Сразу же заметим — подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант — активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.

Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.

Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5—10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5—10 минут — комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого — максимум 30 минут. Дома — водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.

Описанному варианту действий помешать может только лень. Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий: собственная двигательная активность + вода и свежий воздух + общение с любимым родителем. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему — не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!

При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

1)      систематичность — раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

2)      постепенность — плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

3)      учет индивидуальных особенностей — возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания — родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.

Еще один вариант закаливания, существенно улучшающий кровообращение в миндалинах и особенно эффективный для профилактики обострений хронического тонзиллита: дозированное воздействие холодом на полость рта. Вся сложность в том, что очень трудно подобрать дозу… Но алгоритм безопасных профилактических действий выглядит так: покупаем мороженое — обычный белый пломбир. Кормим дитя. Доза — ½ чайной ложки 3 раза в день. Следим за тем, чтоб ребенок мороженое держал несколько секунд во рту (пока не растает и не нагреется) и только потом глотал. Никуда не торопимся. Через 5 дней резко увеличиваем дозу — даем по одной ложке 3 раза в день. Через пару месяцев благополучно будем съедать пару порций в день. Не менее приятный вариант — любимый Леночкин сок, например, персиковый, наливаем в формочки для льда и замораживаем в холодильнике. Готовые кубики «расколупываем» и маленькие льдинки сосем. Приятно! Полезно! Безопасно!

 T   T   T

 Обращаем внимание:

закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание никоим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней вообще и ОРВИ в частности: если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа — ваше закаленное дитя «благополучно» заболеет, как и все остальные, «незакаленные». Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.

Еще раз подчеркиваем главное.

Ребенок не нуждается в закаливании.

Ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни.

Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая прохладная детская комната в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.


Возврат к списку